24 авг. 2010 г.

Как выбрать объектив для зеркалки

Я расскажу как выбрать объектив для зеркалки для одной определенной задачи, для фотографии в путешествии. Почему объектив для путешествий? Потому, что для каждого жанра нужен свой объектив, это аксиома. Для начала немного науки, совсем чуть чуть.

Первое что нужно знать, это то, что идеального объектива не существует. Законы оптики еще никому не удавалось обойти, хотите объектив с великолепным разрешением? Тогда вам подойдет один из тех что установлены на спутниках шпионах. Хотите большую светосилу? Тогда забудьте об изменяемом фокусном расстоянии. Итак, для начала нужно определить что именно нам нужно от объектива в путешествии, а об остальном забыть. Если вы выбираете объектив для фотоаппарата на замену китовому, то многое уже успели понять.




Чтобы в кадр "влезло" все что хочется, необходимо короткое фокусное расстояние

Тревел фотография объединяет в себе несколько классических жанров. Это пейзаж (в том числе и городской пейзаж), архитектурная съемка (иногда интерьерная), репортаж и жанр. Для каждого такого жанра, в идеале, нужны свои собственные объективы. Для репортажа важен быстрый автофокус и большое фокусное расстояние, для пейзажа - маленькое фокусное расстояние... Но есть качества которые важны для всех. Хочу сказать, что все изложеное мое мнение и может отличаться как от вашего так и от мнения гуру-фотографов с форумов на которых вы задаете свои несмелые вопросы вида: "Подскажите, я не профи, как выбрать объектив для фотоаппарата, я в первый раз, не судите строго...".

Разрешение объектива. Это такой параметр который определяет то, какую картинку по детализации объектив проецирует на матрицу. Сейчас производители всеми правдами и неправдами пытаются втиснуть в "маленькие" матрицы APS-C побольше мегапикселей. Ведь лохи покупатели делают вывод о том, что чем больше пикселей тем лучше. Это не совсем так, но об этом поговорим в другой раз. Сейчас речь о том, что большинство недорогих объективов выдает разрешение (оно определяться в линиях) гораздо меньшее чем разрешение матрицы. Хотите больше деталей, придется раскошелиться, качественные объективы стоят дорого. Исключением являются лишь так называемые "полтинники", объективы с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм (так как видим мы, люди, ни удаляет и не приближает). Сейчас они стоят около 130 долларов при светосиле 1,8 что для Canon что для  Nikon. Но они нам не подходят, так как фокусное расстояние на "кропнутых" матрицах (это значить что размер матрицы и угол зрения меньше чем для стандартного 35 мм кадра) превращается в 75-80 мм, а это означает угол обзора не 40 градусов, а около 30 (для Nikon чуть больше так как у него кроп фактор 1,5 против 1,6 у Canon) и фокусное расстояние 80 мм считаться портретным. Простым языком это все значить, что в 50 мм объектив "не влезет" практически ни одно здание, ни один пейзаж, а для репортажа уж точно не подходит, так как никакого "зума" нет, придется бегать ножками. В общем, это не для нас.

Фокусное расстояние. Я выступаю категорически за объективы с переменным фокусным расстоянием если речь идет о фотографии в путешествии. Как я уже говорил, для пейзажа нужно "короткое" фокусное расстояние (удаляет , а для репортажа или жанра "длинное" (приближает и сужает угол обзора). Ведь у вас не будет времени бегать ножками туда-сюда, упустите кадр, да и фотографировать людей лучше издали, чтобы они не видели фотографа и вели себя естественно. 
Гуру-фотографы на форумах советуют новичкам при выборе объектив для зеркалки (первой в жизни) покупать комплектацию Body (без объектива) и "полтинник". Типа "поймете потом, что вам нужно". Я считаю, что ничего вы с 50 мм не поймете. Откуда возьмется понимание если вы будете фактически иметь 80 мм объектив который рисует великолепные портреты? Все остальные жанры для вас практически закрыты. Я за зум объективы даже если это "китовые" дешевки. По крайней мере с китовым зумом можно понять какой жанр будет вам ближе. Да и стоимость этого "стекла" в комплекте всего ничего. 
Главное достоинство зум объектива в его универсальности (относительной), а главный недостаток в качестве картинки. Больше стекол, больше негативного влияния на конечный результат. Но, ведь нам нужен объектив для путешествий, таскать с собой наборчик из "фиксов" в отпуск никто не станет, а тем более менять объективы на ходу времени не будет.
Итак доступные в данный момент фокусные расстояния бывают например такими 18-55, 17-70, 17-85, 18-135, 18-200, ну и тому подобное. Конечно наиболее универсальным выглядит объектив 18-200 (поделим 200 на 18 и увидим 11 кратный "зум"). Удобно. Но я не стану советовать такие объективы и сам их не покупаю. У них слишком низкое качество картинки (и разрешение и светосила и контрастность). За универсальность платим качеством фотографий. Я выбирал объективы в диапазоне 15-85 или 17-70 чего и вам советую.
Чтобы сделать это фото, понадобилось максимально большое фокусное расстояние

Светосила объектива. Светосила, это та величина которая показывает какой объем света "съедает" ваш объектив. Светосила 2,8 это уже очень хорошо, хотя у зумов большей светосилы и не бывает. Если вы видите в описании объектива только одну цифру, значить светосила с изменением фокусного расстояния не меняется, это здорово, но... дорого. Большая светосила позволяет фотографировать в ситуациях с меньшей освещенностью и лучше манипулировать глубиной резкости (размывать фон). Вам решать нужен ли вам светосильный объектив или нет. Я для себя решил, что нужен. Если вы фотографируете архитектуру или пейзаж днем ясным, то не станете сильно открывать диафрагму (увеличивать количество света) так как часть изображения станет не резким. Если делать то же ночью, в любом случае фотоаппарат будет зафиксирован и диафрагма тоже будет прикрыта. К тому же, при плохом освещении можно увеличить светочувствительность (но вырастут шумы), но все таки, светосила - это сила!   Большая светосила пригодится для фотографирования людей чтобы отделить их от фона (жанр и репортаж, например). 
При плохом освещении пригодится стабилизатор и светосила

Стабилизатор. Стабилизатор в объективе по рассказам производителя помогает уменьшить так называемую "шевеленку", это когда при длинной выдержке вы фотографируете с рук картинка размывается из-за смешения камеры (руки то не штатив, дрожат). Да стабилизатор немного помогает, но это не панацея, все лучше его иметь чем не иметь. Немного потяжелеет сумка вот и все.

Автофокус. Если речь идет о неторопливой фотосъемке, то наводится на резкость можно и в ручную. Я так и делал когда фотографировал ночью, так как автофокус ночью плохо видит и иногда не желает "цепляться" за объекты. Если есть режим "лайф вью", включаете его увеличиваете картинку в 10 раз и наводитесь на резкость. Очень удобно. Но если вы фотографируете на ходу, автофокус должен быть быстрый и цепкий, скорость ему придаст ультразвуковой моторчик в самом объективе. тоже вещь полезная хотя и не обязательная (для Nikon иногда обязательная, так как младшие заркалки не имеют своего фокусировачного мотора в фотоапарате).
На большом фокусном расстоянии и при открытой диафрагме фон красиво размывается выделяя необходимый объект.
Вот в принципе те факторы которые я считаю важными. Остальные параметры, как вес, внешний вид, диаметр фильтра и что то там еще я считаю не существенными. Хотя конечно, после покупки Сигмы которая больше китового объектива, девочки стали коситься на меня с интересом, а мужчины более уважительно. Но это от не знания, считают чем больше объектив тем профессиональнее. На самом деле мой фикс 50 мм рисует фантастически качественную картинку а выглядит дешево. Хотя стоп! Забыл еще один параметр - цена, но это уж у кого какой бюджет.

Итак мои выводы. Объектив который подойдет для фотографа путешествующего примерно такой:
Nikon 17-55 f/2.8, 18-70 f/3.5-4.5, 16-85 f/3.5-5.6, 18-55 f/3.5-5.6
Canon 17-55 f/2.8, 15-85 f/3.5-5.6 (17-85 f/4.0-5.6 мало светосилы, "темный", а 18-55 f/3.5-5.6 невысокое качество, этот "китовый")
Sigma 17-70 f/2.8-4.0, 18-50 f/2.8
Tamron 17-50 f/2.8
Pentax 16-50 f/2.8, 18-55 f/3.5-5.6 (17-70 f/4.0 слишком "темный")
Жирным шрифтом я выделил те, что нравятся мне больше всего.

Главное что нужно помнить при выборе объектива для фотоаппарата. Вы выбираете его для себя, послушайте подумайте но решение принимайте сами. Ни один гуру-фотограф для вас не авторитет, решение должно быть только вашим. В идеале, возьмите у друга такой объектив какой хотите и по фотографируйте. Но я бы свои объективы без присмотра никому в руки не дал).

Надеюсь мои умничанья немного помогли вам сориентироваться в этом непростом деле, я на выбор объектива потратил около двух месяцев, не люблю спешить и вам не советую.